главная
Даосизм
Псевдонауки даосов
Увлечение
волшебными эликсирами и пилюлями в средневековом Китае вызвало бурное
развитие алхимии. Получавшие средства от императоров даосы-алхимики упорно
работали над трансмутацией металлов, над обработкой минералов и продуктов
органического мира, выдумывая все новые способы приготовления волшебных
препаратов. В китайской алхимии, как в арабской или европейской, в ходе
бесчисленных опытов по методу проб и ошибок совершались и полезные
побочные открытия (например, был открыт порох). Но эти побочные открытия
теоретически не осмыслялись, поэтому они и не сыграли существенной роли в
развитии естественных и технических наук. Этому, как упоминалось,
способствовала и официальная позиция конфуцианства, считавшего наукой
только гуманитарные знания в их конфуцианской интерпретации.
Неудивительно, что алхимия, как и некоторые другие протонаучные
дисциплины, так и остались в руках даосов псевдонауками.
В их числе
была и астрология-наука, которой занимались еще древние конфуцианцы. В
отличие от конфуцианцев, бдительно следивших за светилами и использовавшие
их перемещения и небесные феномены в политической борьбе, даосы видели в
астрологии возможности для гаданий и предсказаний. Хорошо зная небосвод,
расположение звезд и планет, даосы составили немало астрологических карт,
атласов и календарей, с помощью которых Делали выводы о том, под какой
звездой человек родился, какова его судьба и т. п. Став в средневековом
Китае монополистами в области оккультных наук, даосы составляли гороскопы
и делали предсказания; причем без совета даосского гадателя никто обычно
не начинал серьезного дела, а женитьба в Китае всегда начиналась с обмена
гороскопами, точнее, с присылки гороскопа невесты в дом
жениха.
Одной из популярных оккультных наук была геомантия
(фэншуй). Связав небесные явления, звезды и планеты со знаками зодиака и
странами света, с космическими силами и символами (Небо, Земля, инь, ян,
пять первоэлементов и т.п.), геоманты разработали сложную систему
взаимодействия между всеми этими силами и земным рельефом. Только при
благоприятном сочетании небесных сил участок земли считался подходящим для
строительства, устройства могилы или приобретения в собственность.
Даосская геомантия всегда имела успех: даже самые утонченные,
рафинированные и презиравшие суеверия конфуцианцы не пренебрегали ею.
Напротив, в необходимых случаях они обращались к даосам-гадателям за
советом и содействием. Даосские гадатели обставляли всю процедуру гадания
с величайшей тщательностью и серьезностью. Показательно, что компас, одно
из величайших изобретений китайцев, появился именно в недрах геомантии и
для ее нужд, т. е. для ориентировки на местности.
Много сделали
даосы для китайской медицины. Опираясь на практический опыт
знахарей-шаманов и придав этому опыту свои мистические выкладки и
магические приемы, даосы в процессе поисков бессмертия познакомились с
анатомией и функциями человеческого организма. Хотя научную основу
физиологии человека они не знали, многие их рекомендации, лечебные
средства и методы оказывались достаточно обоснованными и давали
положительные результаты. Однако следует заметить, что сами даосы, да и их
пациенты, всегда больше надежд возлагали не на Лекарственные препараты, а
на сопровождавшие их магические приемы и заклинания, на обереги и
талисманы, на волшебные свойства некоторых предметов, например, бронзовых
зеркал, выявлять нечистую силу. Кстати, все болезни даосы считали
наказанием за грехи, и больные для своего блага должны были не столько
лечиться, сколько "очищаться" с помощью даосского
мага.
Васильев Леонид Сергеевич. История Религий Востока. 1983
г.
(с) Издательство "Высшая школа" 1983