главная

Концепция ИНЬ-ЯН

Основой мировоззрения жителей Тибета, Китая и окружающих их стран испокон веков была дуалистическая космогоническая концепция существования двух противоположных сил - инь и ян, возникших из первоначально единой энергии ци (чи). Это произошло под действием первоматерии тайцзи (букв. значение - Великий Предел.)

Инь-Ян - Великий Предел

В результате "сгущения" ци произошло разделение на светлые и легкие ян-ци, поднявшиеся вверх и образовавшие Небо, и мутные и тяжелые инь-ци, опустившиеся вниз и образовавшие Землю.
Чередование инь (пассивной силы) и ян (активной силы) задает цикличность всех процессов в природе: ночь и день;утро и вечер; зима и лето; холод и тепло; бодрствование и сон; вдох и выдох и т. д.
Весь мировой процесс представляет собой чередование ситуаций, происходящих в результате взаимодействия сил света и тьмы, напряжения и податливости.
Любое единое целое (явление, существо, состояние и т. д.) состоит из двух этих противоположных начал - инь и ян, - соперничающих и дополняющих друг друга.
Так, к инь относят темные, холодные, слабые стороны чего бы то ни было (ночь, зима и т. п.), а ян заключает в себе противоположные характеристики (лето, день и т. п.). Инь - черный, короткий, тонкий, слезы, женщина, земля, луна, слабый, тяжелый, земля, луна, ночь, внутренняя и правая стороны, движение внутрь, покой, скрытый, пассивный, нижний, медленный; ян - белый, длинный, толстый, смех, мужчина, небо, солнце, сильный, легкий, солнце, день, наружная и верхняя стороны, движение наружу, явно выраженный, активный, вержний, быстрый. При этом ни инь, ни ян не могут существовать изолированно друг от друга.
Действие начал ннь-ян заключается в следующем:
. они стремятся подавить друг друга;
. оба начала находятся в тесной взаимосвязи и способны превращаться из одного в другое: "в инь есть ян, в ян есть инь";
. борьба и взаимопревращение инь и ян создают источник развития и преобразования всех вещей;
. нарушение гармонии между инь и ян ведет к нарушению всякого движения, развития.
Рассмотрим эти положения подробнее.
Инь и ян находятся в состоянии постоянного противоборства, они ограничивают друг друга. Если одно начало доминирует, то возникает недостаток другого, и наоборот. В книге "Сувэнь" написано, что инь борется внутри, а ян вызывает волнение снаружи, так как инь ведает внутренней средой, а ян - внешними проявлениями. Когда инь и ян противоборствуют друг с другом вверху и внизу, то возникают явления пустоты и заполнения; при этом инь и ян "сменяют друг друга". Постоянная борьба инь-ян, стремление к вытеснению друг друга являются движущей силой изменения и развития вещей.
Как полярные противоположности, инь и ян зависят друг от друга: ян означает верх, инь - низ (без верха не может быть низа, и наоборот); левая сторона тела соответствует ян, правая - инь (без правой стороны нет левой, и наоборот); жара соответствует ян, холод - инь (без жары нет холода, и наоборот); переполнение, избыточная функция соответствуют ян, опорожнение, слабость функции - инь (без переполнения нет опорожнения, и наоборот). Эта взаимозависимость инь и ян обозначается в китайском языке "взаимным корнем". Инь и ян служат друг для друга производным началом, то есть вызывают друг друга: инь не в состоянии произвести себя, так как нуждается для этого в ян, и наоборот. Движение руки вверх оканчивается падением руки к низу.
В человеческом организме инь обозначает материальные составляющие тела, а ян - его функции. Деятельность организма относится к ян, а пищевые вещества - к инь: инь сохраняется внутри и является материальной основой для ян, а ян функционирует как проявление деятельности инь.
Инь и ян никогда не находятся в покое, они постоянно дополняют и изменяют друг друга. Если ян отступает, то увеличивается инь, а если отступает инь, то происходит увеличение ян.
Инь может превратиться в ян, а ян - в инь, и если процессы сокращения и увеличения инь и ян состоят в количественных изменениях, то процесс превращения инь в ян (и наоборот) представляет собой изменение качества. В книге "Су Вэнь" говорится: "Когда инь достигает максимума, он превращается в ян... Когда холод достигает своей вершины, он становится жаром, когда жар достиг вершины, возникает холод". Однако инь не может претерпеть превращения без некоторого количества ян, а ян не может подвергнуться превращению без инь, то есть условием того, что может произойти превращение, является наличие определенного количества противоположного начала. Это символизируют черная точка на белом и белая точка на черном поле схемы Великого Предела.



Hosted by uCoz