Основой мировоззрения жителей Тибета,
Китая и окружающих их стран испокон веков была дуалистическая
космогоническая концепция существования двух противоположных сил - инь и
ян, возникших из первоначально единой энергии ци (чи). Это произошло под
действием первоматерии тайцзи (букв. значение - Великий
Предел.)
В результате "сгущения" ци произошло
разделение на светлые и легкие ян-ци, поднявшиеся вверх и образовавшие
Небо, и мутные и тяжелые инь-ци, опустившиеся вниз и образовавшие Землю.
Чередование инь (пассивной силы) и ян (активной силы) задает
цикличность всех процессов в природе: ночь и день;утро и вечер; зима и
лето; холод и тепло; бодрствование и сон; вдох и выдох и т. д.
Весь
мировой процесс представляет собой чередование ситуаций, происходящих в
результате взаимодействия сил света и тьмы, напряжения и
податливости.
Любое единое целое (явление, существо, состояние и т. д.)
состоит из двух этих противоположных начал - инь и ян, - соперничающих и
дополняющих друг друга.
Так, к инь относят темные, холодные, слабые
стороны чего бы то ни было (ночь, зима и т. п.), а ян заключает в себе
противоположные характеристики (лето, день и т. п.). Инь - черный,
короткий, тонкий, слезы, женщина, земля, луна, слабый, тяжелый, земля,
луна, ночь, внутренняя и правая стороны, движение внутрь, покой, скрытый,
пассивный, нижний, медленный; ян - белый, длинный, толстый, смех, мужчина,
небо, солнце, сильный, легкий, солнце, день, наружная и верхняя стороны,
движение наружу, явно выраженный, активный, вержний, быстрый. При этом ни
инь, ни ян не могут существовать изолированно друг от друга.
Действие
начал ннь-ян заключается в следующем:
. они стремятся подавить друг
друга;
. оба начала находятся в тесной взаимосвязи и способны
превращаться из одного в другое: "в инь есть ян, в ян есть инь";
.
борьба и взаимопревращение инь и ян создают источник развития и
преобразования всех вещей;
. нарушение гармонии между инь и ян ведет к
нарушению всякого движения, развития.
Рассмотрим эти положения
подробнее.
Инь и ян находятся в состоянии постоянного противоборства,
они ограничивают друг друга. Если одно начало доминирует, то возникает
недостаток другого, и наоборот. В книге "Сувэнь" написано, что инь борется
внутри, а ян вызывает волнение снаружи, так как инь ведает внутренней
средой, а ян - внешними проявлениями. Когда инь и ян противоборствуют друг
с другом вверху и внизу, то возникают явления пустоты и заполнения; при
этом инь и ян "сменяют друг друга". Постоянная борьба инь-ян, стремление к
вытеснению друг друга являются движущей силой изменения и развития
вещей.
Как полярные противоположности, инь и ян зависят друг от друга:
ян означает верх, инь - низ (без верха не может быть низа, и наоборот);
левая сторона тела соответствует ян, правая - инь (без правой стороны нет
левой, и наоборот); жара соответствует ян, холод - инь (без жары нет
холода, и наоборот); переполнение, избыточная функция соответствуют ян,
опорожнение, слабость функции - инь (без переполнения нет опорожнения, и
наоборот). Эта взаимозависимость инь и ян обозначается в китайском языке
"взаимным корнем". Инь и ян служат друг для друга производным началом, то
есть вызывают друг друга: инь не в состоянии произвести себя, так как
нуждается для этого в ян, и наоборот. Движение руки вверх оканчивается
падением руки к низу.
В человеческом организме инь обозначает
материальные составляющие тела, а ян - его функции. Деятельность организма
относится к ян, а пищевые вещества - к инь: инь сохраняется внутри и
является материальной основой для ян, а ян функционирует как проявление
деятельности инь.
Инь и ян никогда не находятся в покое, они постоянно
дополняют и изменяют друг друга. Если ян отступает, то увеличивается инь,
а если отступает инь, то происходит увеличение ян.
Инь может
превратиться в ян, а ян - в инь, и если процессы сокращения и увеличения
инь и ян состоят в количественных изменениях, то процесс превращения инь в
ян (и наоборот) представляет собой изменение качества. В книге "Су Вэнь"
говорится: "Когда инь достигает максимума, он превращается в ян... Когда
холод достигает своей вершины, он становится жаром, когда жар достиг
вершины, возникает холод". Однако инь не может претерпеть превращения без
некоторого количества ян, а ян не может подвергнуться превращению без инь,
то есть условием того, что может произойти превращение, является наличие
определенного количества противоположного начала. Это символизируют черная
точка на белом и белая точка на черном поле схемы Великого Предела.